![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
О русалках и ундинах, традициях и поэтическом наследии, иллюстрации - феноменальные фотографии Зены Холлоуэй
Zena Holloway's Photos From the Deep
Zena Holloway is a UK director and master of underwater photography. Her clientele has run the gamut of industries: from fashion brands (Nike, Olay) to ecological organizations (National Geographic, Greenpeace). Throughout all, Holloway's style shines through: otherworldly beings, moving through a realm apart. Holloway's ability to blend the human form with fabric is simply irresistible, creating effects that long for you to reach out and touch them. There is a grace about her work that goes beyond simple liquid immersion - an eye for texture and movement that creates pieces that feel almost sacred.
Джон Эверетт Милле Офелия
Русалка (русалки) -- девушки и женщины, обитавшие в глубокой древности подле вод и в болотистой местности, ставшие впоследствии героинями сказок, легенд и преданий славянских народов нынешних территорий России и Украины. Славянские русалки (как и германская Ундина) походили на красавиц с зелёными (реже синими или голубыми) глазами, длинными распущенными волосами с (иногда) вплетёнными в них пучками водорослей и тины. Кстати! очень интересный момент пересечения некоторых традиций и мифологии германцев и славян. Однако, ундины не танцуют под луной подобно русалкам, они только поют, завораживая и топя в пучине морей и океанов.
Утопленниц-русалок, вечно юных и по-колдовскому красивых, отличал от обычных людей еле видный оттенок креста между грудей, который кстати говоря, был различим именно за девять шагов от водной обитательницы. Русалками становились "выродки человеческих дочерей" или дочки, проклятые родителями еще в утробе матери, могли это быть и те, которые умерли некрещеными (но обязательно в воде!), и молодые утопленницы, покончившие с собой в "тихом омуте". Чрезвычайно было распространено мнение, что русалки - это именно души детей женского пола, умершие в раннем возрасте, но затем преобразившиеся во взрослых "девок с распущенными волосами".
Судя по летописям, главным сроком русалий был летний, приноровленный уже в XII в. к христианской троице и завершавшийся строго фиксированным днём летнего солнцестояния — днём Купалы (рождества Иоанна Крестителя). Киевская летопись второй половины XII в. называет «русальной неделей» седьмую неделю после христианской пасхи, завершаемую праздниками троицы (седьмое воскресенье) и сошествия святого духа (духов день, пятидесятница).
Праздник заключался в том, что в это время вся молодёжь села наряжалась в белые одежды, девки распускали волосы; все вместе ходили по селу, пели песни, водили хороводы и т. д.
У восточных славян к Русальной неделе приурочен обряд «проводы русалки» (варианты названий: «похороны русалки», «изгнание русалки»), известный на территории Украины: группа девушек рядила избранную из своей среды «русалку», надевала на неё венок или много венков, иногда всю увешивала зеленью и поздно вечером в последний день Русальной недели (или в понедельник Петрова поста) выводила ряженую за село в ржаное поле или к реке, на кладбище; там с «русалки» срывали венки, бросали их в воду, в костёр, за ограду кладбища и разбегались с места проводов, чтобы «русалка» не догнала и не навредила. Ср. восточнославянские поверья о появлении на земле в первый день Русальной недели душ девушек, умерших до брака, — русалок и о возвращении их на «тот свет» в последний день троицко-русального периода
http://gallery.deeperblue.net/showgallery.php/cat/521
Помощник плести сети
Неосторожным жертвам уже ничего не поможет
Это праздник Вил и Марены, Влаги Земной, и начинается с чествования предков, которых приглашают погостить в дом, разбрасывая по углам дома свежие березовые ветки.
Это также день памяти и общения с водными, луговыми и лесными навьями — русальими духами своего рода.
Согласно преданиям, русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослым, или ушел из жизни добровольно.
Женщины проводят тайные обряд, оставляя хозяйство на мужчин иногда на всю неделю. А имеющие детей оставляют для русальих деток в поле или на ветвях у источников старую одежку своих детей, рушники, полотна. Надо задобрить русальих духов, чтобы не приставали к детям и другим родичам, чтобы способствовали плодородию наших полей, лугов и лесов, напоили их соками Земли.
По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху.
Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы уберечься от русальего приворота, надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.
РУСАЛКА
Игорь Сорин
Плыви за мной!
Я земноводный, но не земной,
Зеленоглазый, но не цветной.
Мне одиноко, - плыви за мной.
Русалка, плыви за мной
На берег пустынный мой,
На солнце и облака,
На звезды или снега.
Русалка, плыви за мной
На голос печальный мой,
Я знаю цену твоей любви,
Плыви, русалка, за мной плыви.
А кислород уходит вверх,
А глубина уводит вниз.
Русалка, плыви за мной,
Я - одинокий принц.
Русалка
Николай Гумилев
На русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны,
Это странно-печальные сны
Мирового, больного похмелья.
На русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны.
У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.
Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд заревой
И горящие негой рубины…
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской.